Юрий Новиков. Зачем организации размещают списки своих членов? И что это дает?
Общественные организации и объединения с индивидуальным членством вправе разместить в Интернете любую информацию о своей организации и собственных коллективных или индивидуальных членах при условии, что это не противоречит уставу самой организации и действующему законодательству. В этом смысле нет каких-то серьезных препятствий, чтобы целиком или частично опубликовать в Интернете списки индивидуальных членов. Надо лишь учесть требования, установленные Федеральным законом о защите персональных данных - Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (Ссылка ведет к статье об этом Законе в русской Википедии).
Порядок получения согласия на обработку персональных данных
регламентируется статьей 9 указанного Закона:
4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
3) цель обработки персональных данных;
4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.
===
Будем считать, что все эти формальные требования соблюдены. И попробуем проанализировать чисто содержательную сторону такой акции как открытое размещение персональных данных членов организации.
С какой целью организация может пожелать разместить в Интернете
списки и другие персональные данные своих индивидуальных членов?
1. Чтобы коллективными усилиями уточнить и выверить сами списки, восстановить утраченные связи с теми из своих членов, кто сменил место жительства внутри страны или же уехал за рубеж.
2. Чтобы поднять престиж организации, наглядно продемонстрировав ее многочисленность и то, какие достойные члены в ней состоят.
3. Чтобы разоблачить тех, кто обманно выдает себя за члена данной организации, тем самым повышая свой вес в профессиональном сообществе и незаслуженно получая прямые конкурентные преимущества.
4. Чтобы привлечь потенциальных партнеров или клиентов, дав им возможность напрямую контактировать с членами организации, причем делать это оперативно и целенаправленно.
5. Чтобы оживить внутреннюю жизнь организации и способствовать развитию горизонтальных связей между ее членами.
6. Чтобы привлечь в организацию новых членов и, возможно, улучшить ее финансовое положение.
Если рассматривать информацию о каком-то конкретном человеке, состоящем в профессиональном объединении, то особой ценности такая отдельно взятая информация, конечно же, не представляет. Разве что для самого этого человека, если он не желает, чтобы его личная информация была доступна посторонним лицам.
Другое дело, когда речь заходит о обобщенной, агрегированной информации любого рода: в нашем случае о сведениях сразу по всем членам организации. Ценность такой информации многократно возрастает. Далеко не все организации готовы размещать такую полную информацию в открытых источниках.
Насколько мне известно, в Германии некоторые профессиональные союзы и ассоциации раз в год рассылают актуальные списки членов, включая контактную информацию, всем своим членам, а также торговым палатам и крупным компаниям как потенциальным работодателям. Это достаточно эффективная форма для обратной связи рядовых членов с центральным секретариатом в тех случаях, когда какие-то данные устарели и требуется внести в них коррективы. Ценность работы со списками в зарубежных союзах и ассоциациях проявляется как раз в четкости и оперативности.
При этом следует подчеркнуть, что в германских союзах обобщенная информация о членах организации, включая контактные данные, является одним из бонусов, которые имеет человек, вступивший в организацию: наряду с участием на льготных условиях в ежегодных конференциях и с размещением (также на льготных условиях) рекламы в печатных органах организации.
Каковы возможные минусы подобного размещения персональной информации о своих членах?
К сожалению, невозможно заранее предугадать и исключить все связанные с этим сложности и подводные камни:
1. Выверка самих списков и затем получение от каждого члена организации юридически правильно оформленного письменного согласия требует немалых организационных усилий и времени. Поддержание опубликованных списков в актуальном состоянии также требует сил и времени.
2. Публикуя полные списки своего личного состава и прочую внутреннюю информацию, организация демонстрирует открытость для публичной дискуссии и должна быть готова к критическим комментариям и пересудам в связи с размещенной информацией.
3. Размещение списков может не дать ожидаемого эффекта: будь то повышение престижа организации или привлечение коммерческих заказов, на что уповают многие рядовые члены, с готовностью размещая рекламу своих профессиональных услуг и контактную информацию на сайте организации. Зато огромное количество почтового спама и мусорных звонков гарантировано.
4. Размещение списков организации с чисто информационной целью и размещение списков, скажем, для привлечения переводческих заказов - две совершенно разные задачи, требущие несколько разных подходов и решений.
Юрий Новиков, член Правления Союза переводчиков России
1 апреля 2013 года
(В статье изложено всего лишь мое личное мнение
в отношении одного из аспектов деятельности
общественных профессиональных союзов и объединений.)